Яндекс.Метрика
Загородное обозрение

СалонПоиск загородной недвижимости

Открыть журнал

Знаменитые садоводы

Отдых в Лен.области / 01.08.2008

Редакция проекта «Загородное Обозрение»

197022, Санкт-Петербург, Большой пр. П.С., 83

zagorod.spb.ru
info@zagorod.spb.ru

Телефон/WhatsApp:

Авторские права

ЗО Загородное обозрение
Дачные массивы вокруг Петербурга формировались по разным принципам, в том числе профессиональным. В частности, отдельные конгломераты строили творческие союзы, выделяя на время или навсегда участки и дачи петербургским мастерам культуры. Об этих дачах мы и хотим рассказать.

Литературные отдыхающие

Вообще-то каждый творческий союз имел (и имеет до сих пор) за городом собственный дом отдыха. Дом писателя, Дом кинематографистов, Дом композиторов и т. д. — все эти рекреационные учреждения круглый год были к услугам советских творцов, каковые могли приехать и по льготным расценкам поселиться среди товарищей по цеху. Однако временное проживание на чужой, по сути, территории, устраивало не всех — кое-кто хотел иметь собственную «фазенду» и потому строился на выделенном участке. Строили актеры и режиссеры, строили музыканты и артисты эстрады, не повезло одним лишь писателям, чьи дачи, находящиеся в ведомстве Литфонда России, оказались не частными, а общими.

Дачи Литературного фонда расположены в разных местах, самым известным из которых является поселок Комарово. Найти эти дачи непросто — они в стороне от торных троп, по которым шагают отдыхающие и туристы. Но желающих приехать к этому небольшому дачному массиву, чтобы постоять у забора и послушать рассказ экскурсовода, довольно много, ведь там когда-то жила и Анна Ахматова. Дом, в котором поэтесса отдыхала около десяти лет, стоит до сих пор, и сейчас в хорошем состоянии. Он отремонтирован, покрашен, сделана новая крыша, помещения отделаны внутри. Все это несколько раздосадовало создателей художественного фильма об Анне Андреевне, увидевших сияющий новизной дачный дом вместо старой облезлой «будки» — именно так именовала Ахматова свое загородное пристанище. В итоге пришлось маскировать дом снаружи и изнутри, искусственно старить интерьеры, чтобы добиться предметного сходства.

Однако у местной администрации нашлись средства на реставрацию лишь мемориального ахматовского дома, хотя и остальные дачи Литературного фонда пребывают в удручающем состоянии. Построены они в 1950-е годы как дощатые домики с утеплением в виде засыпки. С тех пор проводился разве что выборочный косметический ремонт, а капитальный не делался никогда. Так что не удивляет, что крыши в некоторых домах текут, а ведущие к дверям ступени сгнили. Между тем дачи продолжают эксплуатироваться, на них отдыхают в летний период писатели, в том числе и самые известные в городе и стране. По слухам, Литературный фонд России в ближайшее время собирается выделить серьезные средства на ремонт и благоустройство комаровских дач, и хорошо бы эти сведения соответствовали действительности. Еще было бы хорошо, если бы наладили хоть какую-то охрану, поскольку этой зимой писательские «фазенды» обнесли лихие люди, украв в том числе и раритетную книгу с дачи Ахматовой. Злоумышленников нашли, но нет никакой гарантии, что завтра не залезут другие.

Творческое братство в Рощине

Там же, на Карельском перешейке, близ поселка Рощино когда-то были созданы два известных садоводства под названием «Антракт» и «Актер». Здесь строили дома на своих заветных сотках и театральные актеры, и работники Ленконцерта, и многие другие представители творческих профессий. За десятилетия существования эти садоводства превратились в довольно обширные массивы с прихотливой планировкой и весьма разномастными постройками. Поначалу размаха никакого не было, строились скромно, согласно тогдашнему регламенту. Что вовсе не означало отсутствия веселья и довольства жизнью. Теперь уже вряд ли кто подсчитает, сколько мелодий, реприз и сценических находок родилось на этих убогих сотках.

В новые времена облик садоводств несколько изменился, поскольку кое-кто из творческих людей накачал экономические мускулы, а этот факт должен быть сразу отмечен сносом прежнего «скворечника» и строительством двух- или трехэтажного особняка. Почему нет? Регламент застройки был отменен, и если появлялись деньги, счастливчик старался побыстрее их вложить — ведь у нас всякое бывает. Самый высокий дом в этих садоводствах — у кого бы вы думали? Не у народного артиста, не у заслуженного деятеля культуры — у экстрасенса! Поначалу это был скромный работник сцены, звезд с неба не хватавший, но стезя экстрасенса вывела, что называется, в люди, и теперь его дом используют как высотный ориентир для впервые прибывших гостей.

Отдельные арт-садоводы сумели объединить клочки по шесть соток в один участок, в итоге получив довольно обширные владения. Хотя большинство обитателей «Антракта» и «Актера» по-прежнему живут в скромных домиках и с теми же проблемами, что и садоводы-сантехники или садоводы-учителя. Беды везде одни и те же, в частности, почти каждый год случаются пожары и кто-то из служителей муз остается без крыши над головой. Нерегулярно вывозится мусор, дороги в распутицу — непреодолимое препятствие, поскольку асфальт уложен лишь на главных улицах. Ну и конечно, здесь тоже не без воровства. Каждую весну обитатели этих дачных анклавов подсчитывают убытки от воров, которые с легкостью обходят существующую в принципе охрану и выносят из домов все приглянувшееся.

Один из скандальных случаев последнего времени — анонимное письмо губернатору Ленобласти г-ну Сердюкову от одного из садоводов «Антракта». Жалоба, скажем так, не очень политкорректна: дескать, в садоводстве наблюдается засилье лиц кавказской национальности, реальные деньги и реальная власть сосредоточена в руках этих нехороших лиц, и не разобраться ли в этом высокому начальству. Областное руководство отреагировало, выслало проверку (все-таки очаг национальной розни!), однако изложенные в письме факты, к счастью, не подтвердились.

И все же, несмотря ни на какие сложности и трудности, цены на участки и дома в этих садоводствах за последние годы основательно выросли. С одной стороны, это проявление общей тенденции подорожания загородной недвижимости, с другой — «персональная надбавка» конкретному району. Это ведь Карельский перешеек, рядом поселок Рощино с развитой инфраструктурой, там строится немало элитных коттеджных поселков — все это не может не подталкивать цены вверх. Так что представители творческих профессий, даже выйдя на пенсию, могут при необходимости совсем недешево продать свое загородное владение и получить средства к существованию.

Грузинские обычаи

Нет, речь пойдет не о том, как питерские деятели культуры отдыхают где-то «на холмах Грузии». Во-первых, там сейчас не очень-то отдохнешь по известным причинам, а во-вторых, у нас на Приозерском направлении имеется свое Грузино, где тоже в свое время были образованы садоводства, густо заселенные знаменитостями. Причем знаменитостями они были и тогда, когда землю «распиливали» на участки, но власть не брала в расчет народную любовь и признание: популярные артисты и режиссеры получали все те же сакраментальные шесть соток.

В частности, на таком участке обустраивает свою загородную жизнь автор культового фильма о Шерлоке Холмсе Игорь Масленников. В садоводстве «Ленфильма» отдыхают и другие известные люди: Семен Фурман, Виталий Мельников, Эрнест Ясан и т. д. Огородничеством здесь особо не увлекаются — увы, время посадки, прополки и сбора урожая плохо соответствует графику съемок. Поэтому многие предпочитают разбить газон, высадить многолетние кустарники, а дальше — как природа распорядится. Заботятся больше о возможностях хорошо отдохнуть, пригласить побольше друзей, которые, благо, неподалеку, на соседней улице или вовсе за забором. Поэтому любые дивиденды тратятся в первую очередь на перестройку и обновление домов, а также оборудование бань, барбекюшниц и прочих мест, способствующих увеселению. Разве дело в сотках? Была бы хорошая компания, не оскудевал бы творческий дух.

Рядом с киношным театральное садоводство, которое было образовано чуть позже, и потому там есть участки даже по 10 соток (с ума сойти!). Известных всей стране дачников в нем тоже немало — и Михаил Боярский, и Иван Краско, и Нина Ургант. Загородная жизнь народных любимцев устроена с разной степенью комфорта. У Боярского, к примеру, весьма шикарная «фазенда», живописные беседки на участке и замечательно оформленный ландшафт. А вот Ургант живет скромно, в компании с многочисленными кошками, хотя тоже вполне довольна. К сожалению, звездный статус плохо помогает в решении бюрократических и хозяйственных проблем. Артистам приходится проходить те же «круги ада», что и миллионам рядовых садоводов, например, проводить мелиорацию на участках, составлять кадастровый план, заниматься приватизацией и т. д.

Тем не менее атмосфера в этих садоводствах вполне творческая. Местные обитатели не просто ходят друг к другу в гости, а совмещают приятное с полезным. Подчас репетируют сцены из новых спектаклей, и подмостками им служат обычные дачные сотки.

В царстве индивидуалов

В заключение расскажем о тех именитых земляках, которые тоже привязаны всей душой к своим загородным владениям, но при этом не состоят членами творческих садоводств. Одни в свое время не успели подать заявление, чтобы им выделили те самые сотки, у других уже имелись участки. Артисты, художники, писатели устраиваются по-разному и в разных местах, иногда, прямо скажем, удивляя своей энергией на непростой садоводческой ниве.

Вот кто такой, по-вашему, Давид Голощекин? Правильно: выдающийся джазовый музыкант, заслуженный деятель культуры Российской Федерации, победитель множества конкурсов, обладатель множества наград. А как вам такая награда: почетная грамота, врученная за пропаганду здорового образа жизни, работу по организации деятельности садоводческого товарищества и развитие его инфраструктуры? Эту грамоту получил избранный местными садоводами единогласно председатель садоводческого некоммерческого товарищества «Озерное-1» Всеволожского района Ленинградской области Давид Семенович Голощекин. Председатель охотно занимается хозяйственными делами, хотя даже ему, с его авторитетом и связями, не всегда удается преодолеть бюрократические препоны. Так, в садоводстве до сих пор не решен полностью вопрос с приватизацией, некоторые структуры в администрации упорно тормозят процесс.

Кто такой Андрей Федорцов — тоже всем хорошо известно. Поскольку его звезда взошла на нашем киношном небосклоне в ту эпоху, когда все сотки были давно поделены, киноартисту приходится проводить время на родительской даче в Пупышеве. Знаете этот гигантский дачный конгломерат? Участки там тоже не просторные, но и на них при желании можно создать уют, комфорт и развить навыки в огородничестве. Во всяком случае, на семейной даче Федорцовых в немалом количестве выращиваются и помидоры в теплицах, и огурцы; причем знаменитый сын беспрекословно выполняет все задания родителей. Андрей огородник опытный, можно сказать, мастер на все дачные руки.

Есть и такие знаменитости, которых на казенные сотки ни за что не загонишь, они предпочитают жить сугубо индивидуально. Так в Комарове живет писатель Даниил Гранин — его дача по дороге на Щучье озеро. Индивидуалист и певец Сергей Захаров, выстроивший дом на берегу озера Красавица и живущий в нем постоянно. Знаменитая Эдита Станиславовна Пьеха тоже чужда тусовкам, она предпочитает жить в отдалении от любого шума, в доме на Неве. В одном из интервью звезда эстрады прямо заявила: «Я человек, очень любящий и ценящий тишину, уединение, поэтому и хотелось жить подальше от города. И главное, чтобы вокруг не было коллег по цеху».

В общем, коллективно или приватно, а наши знаменитые земляки в большинстве своем все-таки стремятся за город, на лоно природы. И подают жителям Петербурга хороший пример.

В избранном В избранное
4035
Предложения